Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. — Рабочее место должно быть достаточно освещено. —Источник света должен находиться спереди и сле¬ва, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. — Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. — Приступать к выполнению домашнего задания луч¬ше всего через 1-1,5 часа после возвращения из шко¬лы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и раз¬влечений. — Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. — Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это невер¬но! Для 7-летнего ребенка время непрерывной рабо¬ты не должно превышать 15-20 мин. К концу началь¬ной школы оно может доходить до 30-40 мин. — На перерыв достаточно 5 мин., если он будет запол¬нен интенсивными физическими нагрузками (присе¬дания, прыжки, наклоны и т.д.)
4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. — Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. — Можно предложить проверить её, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное вы¬полнение уже сделанного задания (пусть с ошибка¬ми) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны. — Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей. — На первых порах при выполнении домашнего зада¬ния дети могут делать много ошибок, помарок от не¬умения распределять внимание, чрезмерного напря¬жения, быстрого утомления.
8.Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся: • умение собрать свой портфель (ранец); • поздороваться с учителями и детьми; • задать вопрос учителю или однокласснику; • ответить на вопрос; • слушать объяснения и задания учителя! • выполнять задание; • попросить учители помочь, если что-то непонятно, что-то не получается; • умение долгое время заниматься одним и тем же делом; • общаться книгой, тетрадью и другими школьны¬ми принадлежностями; • разделять работу на части • адекватно реагировать на замечания; • объяснить то, с чем не согласен; • учитывать мнение других; • гордиться своей работой и не скрывать этого; • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками; • брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства; • самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени; • умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность. Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастет замкнутым, неконтактным.
Помните! Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения: — в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком; — советуйтесь с ним, невзирая на возраст; — признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней); — извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты; — почаще ставьте себя на его место; — всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка; — пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть; — не стесняйтесь рассказать поучительные случаи из детства, представляющего вас в невыгодном свете; — сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя