1.Ребенок без конца просит: «Мам, купи, пап, купи, баб, купи…». Взрослые объясняют, что так нельзя, но все без толку.
2.У ребенка появился нездоровый интерес к деньгам. Увидит кошелек и сразу просит разрешения посмотреть денежки. Спрашивает, что на каждую можно купить, а что нельзя. Клянчит монетки, прячет у себя в игрушках.
Как наши дети на самом деле учатся управлять деньгами? Большинство детей учатся этому, пока не повзрослеют, в основном, методом проб и ошибок.
Зачастую родительский способ управлять деньгами – не самый лучший пример для детей, либо этот способ настолько сложный, что детям в этом не разобраться.
Сегодня детям предоставляют больше денег на карманные расходы, тем самым развивают отношение к деньгам в очень раннем возрасте. Что бы дети составили правильное отношение к деньгам, их нужно учить, как с ними обращаться, уже в детстве.
Что делать?
Ребенок, который воспитывается в домашних условиях, уже в три-четыре года понимает назначение денег. Интерес к деньгам является признаком процесса социализации современных дошкольников. От взрослых, по радио и телевидению дети слышат о социальных проблемах неплатежей, задержках выплат зарплаты, курсах валют, ценах, долгах и т.д.
Примерно к пяти годам дети уже четко осознают, что все эти проблемы связаны с наличием и количеством разноцветных бумажек и металлических кружочков, которые родители бережно хранят в специальных сумочках – кошельках.
Однако, истинную цену денег ребенок не знает, так как, даже получая их в качестве подарка или вознаграждения, он может только соотносить их стоимость с количеством жвачек, вкладышей, игрушек, которые на них можно купить.
Интерес детей к этим символам человеческого достатка вполне закономерен и естественен. Денежный интерес дошкольников может поддерживаться действиями родителей. Замечания типа «не трогай, а то потеряешь», «не бери в руки – это грязь», а так же чрезмерная бережливость, склонность пересчитывать деньги до и после посещения магазинов, наличие в доме копилок – все это стимулирует любопытство детей.
Возможно, что от близких людей ребенок слышал, что раньше деньги были не такими, что цена их была значительно выше. А поскольку существенных различий между купюрами разного номинала он не видит, то и задает вопросы «что можно купить» по многу раз.
Стремление дошкольников к накопительству в целом, при нормальных условиях развития, не является болезненным признаком. Дети могут собирать денежки как любые другие мелкие предметы (бусинки, камушки, вкладыши, фантики и т.п.). В такой ситуации обычно ребенок не стремится накопить определенную сумму и относится к накопленным деньгам, как ко всякой другой коллекции: поначалу хвастает и без конца перебирает, но достаточно быстро охладевает и даже забывает о том, где лежат деньги.
Иное дело взрослые. Именно они могут подогреть нездоровый интерес к деньгам у детей. Как? Копилки, деньги, преподносимые в качестве подарков; систематическое денежное поощрение за хорошее поведение, учебу (каждый день, неделю, месяц) – это далеко не единичные случи воспитания детей, в частности дошкольников. Обученный подобным образом ребенок будет выполнять эти операции с завидным постоянством, раз за разом приобретая все более стойкие мотивы жадности и накопительства.
Постоянное требование ребенка родителям что-то покупать может свидетельствовать о недостаточной социализрованности ребенка, когда ребенок не понимает того, что деньги нужны семье для покупки продуктов питания, оплаты социальных услуг. Ребенок пребывает в заблуждении, что деньги надо тратить исключительно на развлечения и его персональные удовольствия. Такое поведение нормальным может считаться лишь у детей двух- двух с половиной лет. Позже малыш уже должен понимать решительное «нет» и не приставать к взрослым с подобными просьбами.
Приучать своего ребенка к разумной трате денег – задача семьи и, прежде всего, родителей.
Здесь в равной степени опасно бездумное потакание желаниям малыша, удовлетворение всех его прихотей и огораживание дошкольника от всех финансовых проблем семьи.
Не совсем правы и те взрослые, кто считает, что, пока ребенок не пошел в школу и не научился, как следует считать, бессмысленно говорить с ним по поводу покупки той или иной вещи.
Начать можно с самого простого: например, с осведомленности относительно того, что хочет получить малыш к празднику или ко дню рождения и насколько посильной станет эта трата для семейного бюджета. Дошкольники в состоянии понять, почему иногда нужно умерить свои притязания или подождать с покупкой желаемой вещи.